10 августа в Псковской области пройдет четвертый этап Кубка России в классе SB20. Три уже прошли – в Санкт-Петербурге, Москве и Перми.
Победитель московского этапа Юрий Шувалов делится впечатлениями о нововведениях сезона и возможных перспективах развития класса:
– В целом, уровень, который был задан в прошлом году, так и поддерживается. С хорошим профессиональным судейством – выше Анны Деяновой, в России, по крайней мере, нет. Хорошая береговая программа. Посидеть-пообщаться после гонок – это прекрасно. Опять же – трекеры…Ничего особенного (смеется – прим. авт). Хороший высокий уровень, который и ожидался. На мой взгляд, соревнования такими и должны быть.
Есть, конечно, разница между условиями в Питере и в Москве. И, приезжая в Питер, нам тяжело, а когда питерцы приезжают к нам, тяжело им. С другой стороны, надо гоняться во всех условиях. Мы стараемся тренироваться там, по мере возможности. Будем надеяться, что и в Москву будут приезжать питерские ребята. Есть много акваторий с озерными условиями и в них нужно уметь ориентироваться.
– Что нужно сделать, чтобы чаще встречаться?
– Сложный вопрос. Помимо того, что есть основная работа, на которой нужно зарабатывать деньги, весь сезон расписан. Трудно выделить время. Выбираешь какие-то обязательные соревнования. С моей точки зрения, этапов, которых сейчас пять, должно быть меньше. Но проходить они должны только в тех местах, где есть флот. Понимаю, что хочется и во Пскове, и в Петрозаводске, и Казань поднять. Но туда люди просто не поедут. По разным причинам. Сложно, лень, дорого… Не важно… Я бы оставил максимум три этапа и чемпионат России, а остальное бы добирал местными соревнованиями. В Питере проводятся гонки SportsBoatRus, в Москве – Lucky Race. И тот, кто хочет покататься на той или иной акватории, всегда может найти себе регату.
И, по-хорошему, нужно чемпионат России микшировать. Последние несколько лет он проходил в Санкт-Петербурге. Не обязательно это должна быть Москва… Но чтобы все, кто приезжает на чемпионат России, оказывались в одинаковых условиях – это придаст интерес. Плюс еще один момент. В Москве есть SportFlot, в Питере – SportsBoatRus. И надо проговаривать возможности аренды лодок. Более прозрачно. Чтобы член ассоциации знал: он может приехать и на каких-то преимущественных правах взять лодку. Мы много ездим, умеем возить яхту, и у нас проблем особых нет. Но вот так собраться и на субботу-воскресенье махнуть в Питер, притащить сб-шку, здесь разоружить, там вооружить – все же сложно… А если бы могли приехать на «Сапсане», то, вполне возможно, в Питер ездили бы чаще. Я не говорю, что в Питере или Москве нельзя взять лодку. Можно. Но подобную инфраструктуру ассоциация могла бы как-то двинуть. Конечно, на арендной лодке ничего особо не выиграешь, но для тренировки – хорошо.
– То есть надо какие-то взаимовыгодные условия организовать и там, и там?
– Да, да, да. Может, под эгидой ассоциации, под ее патронажем попробовать что-то сделать. Прогарантировать владельцам флотов какие-то преференции. Допустим, я звоню в SportsBoatRus и, как член ассоциации, имею какие-то условия. И понимаю, что я эту лодку получу, и это будет достойно. То же самое мог бы сделать питерский гонщик, позвонив в SportFlot.
– Чемпионат России. Если не в Питере, то где?
– Это должно быть место, куда удобно ехать. Может, Петрозаводск, может, Псков, Конаково. Мы понимаем, что у нас три флота – в Москве, в Питере, на Урале. Но уральский флот сюда никогда не приедет. Под него нужно предусматривать условия аренды. А для первых двух флотов предлагать какое-то разумное место. Условно говоря, Бологое (смеется – прим. авт.) Где есть вода, где есть инфраструктура, где есть традиции проведения соревнований. Если ближе к Питеру, то это могут быть Петрозаводск, Псков, а если к Москве – Конаково.
При правильном проговаривании условий и взаимодействии можно найти разумные ходы-выходы. Это мысли не критические. Все обсуждаемо. Можно и в Москве провести, но здесь есть некоторые проблемы с акваторией. В то же время есть много европейских озерных акваторий, которые очень похожи. И умение ходить во все эти дерганные ветра и на той же Гарде помогает. Надо думать, смотреть. Хотя если и ничего не менять – то уже хорошо (смеется – прим. авт.). Скажем так: когда все хорошо, то с жиру хочется еще чего-нибудь. Такого уровня кубки в России пока только в «драконах». А, может, и нет. Чтобы все этапы были на одном техническом, финансовом, административном уровне и достаточно высоком. Я думаю, что Ассоциация СБ два последних года в этом вопросе выделяется. Спасибо Ивану Громову и Наташе Федоровой – с разных сторон этого уровня удалось достичь.
– Раньше был Кубок Ассоциации, теперь – Кубок России. Это что-то дало?
– Кубок России и чемпионат России, с точки зрения статусности, интересны только в том случае, если выполняется звание «мастер спорта». Тем более, что оно выполняется в ограниченном количестве. Но не всем это интересно.
Статусность не столь важна – важен уровень проведения соревнований. Мы же не олимпийская сборная на ставке! Мы не поедем туда, где плохо.

– Вы в итоговом протоколе второго этапа значились тренером экипажа, занявшего пятое место. После первого дня Мария Мищенко даже составляла вам конкуренцию.
– Это интересный пример, когда девушка пришла в тридцать лет в парусный спорт, никогда в жизни не видев яхту. Ей понравилось. Она купила лодку, класс микро, в прошлом году в этом классе была четвертой на чемпионате России. Съездила на несколько чемпионатов мира. Много тренируется. На Лазере, например. Четыре с половиной года я с ней работаю. Ей нравится. У нее определенно есть талант. Она не ходит на СБ – не ее класс. Просто не смог пойти рулевой и ее попросили. Не сильный экипаж, далеко не быстрая лодка. Но как тренер, я очень доволен. Мария – молодец!
Не знаем, стоит ли пересаживаться в СБ – надо думать. В конце концов, все ведь упирается в деньги. Может, стоит попробовать в Лазере-радиале. Мария – математик, директор IT-департамента в одной крупной страховой компании. Считает очень быстро. Тактически очень грамотно идет. Я с ней очень долго работал над постановкой техники руления. Еще Денис Соловьев. Несколько лет ходит. Купил лодку и хорошо выступает. На 8 месте Ольга Дмитриева. В нашей школе мы занимаемся два раза в неделю. Есть программа гоночной подготовки. Семинары, работа на воде. В прошлом году на чемпионат России ездили четыре экипажа, если считать вместе со мной. Выступили не блестяще. Ребята второй-третий год на яхте и когда выходят против профессионалов, получивших подготовку с детства, им, конечно, тяжело. Но стараются. Меня очень расстраивает, когда люди начинают заниматься парусным спортом и считают, что у них в экипаже обязательно должен быть тренер, инструктор, капитан – кто угодно. Люди должны потихонечку развиваться сами.
Меня очень радует, что Маша, например, гоняется сама. В ее экипаже нет мастеров спорта. Я ей только подсказываю иногда.
– Вы приедете в сентябре на чемпионат России?
– Конечно! Это даже не обсуждается. Вопрос только в том, сколько я экипажей с собой привезу. В тот раз удалось три, надеюсь, нынче получится больше. Уже в планы забито, отпуск уже взят.


[top]
Leave a Reply