В среду на Чемпионате России в классе яхт SB20 — день регистрации участников и обмера лодок. Главный меритель чемпионата Михаил Чайкин рассказал о специфике своей работы и современных тенденциях обмера.

— В чем задача главного мерителя соревнований? Как проходит обмер яхт в классе SB20?

— Основная функция мерителя – следить за чистотой правил. Главное, о чем нужно сказать: SB20 – это продукционный монотип, и правила допускают к использованию лишь то, что произведено лицензионным производителем. Поэтому процесс обмера сводится к проверке соответствия ярлыков документам. По большому счету, никакого физического обмера нет. Правда, если какому-нибудь гонщику покажется, что, даже при наличии документов, у соперника что-то не в порядке, то можно подать протест по обмеру. В такой ситуации официальный меритель класса (именно класса, а не соревнований) должен проверить требуемое соответствие. Но интересно, что в России вообще нет официального мерителя класса. В принципе, конечно, все решаемо, ведь класс самобытный: те, кто его придумали — сами и гоняются. То есть гонщики зачастую сами и следят за чистотой правил.

— Чем отличается обмер SB20 от стандартной процедуры в других классах?

— Например, в «Драконах» кто угодно может сделать корпус, мачту или пошить паруса, и там все проверяется лишь на геометрическое соответствие, то есть парус или матча должны укладываться в контрольные размеры. В SB20 не так. Здесь размеры не только не проверяются, но они в принципе не установлены! Но, вообще, продукционных монотипов в мире не так много.

— Какие существуют тенденции в системах обмера?

— В начале XX века лодки, производители и материалы были разные. Позже пришло время унификации. И в последние 20-30 лет, когда появился пластик, когда научились делать одинаковые вещи, случился бум монотипов. И с какого-то времени упор делается уже на жесткие правила классов и точные размеры.

— Какие пожелания, как главный меритель соревнований, вы бы хотели высказать гонщикам, выходящим на старт чемпионата России?

— Главное: соблюдайте правила класса! Например, одно из частых нарушений связано с использованием бушприта. На лавировке он всегда должен быть задвинут, максимальное выдвижение – 200 миллиметров. Нельзя увалиться на верхнем знаке, выдвинуть бушприт и ничего не делать. Также наказуема ситуация, когда вы привелись, срубили генакер, идет лавировка, а бушприт торчит. Помните об этих тонких моментах!